Официальный сайт одесской общественной организации «Общинный дом еврейских знаний "МОРИЯ"»
 
вернуться к оглавлению
&
מוריה

Альманах "МОРИЯ" № 3 (2005 г.)

Виталий Абрамов

КАНДИНСКИЙ И "ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА КАРТИН" 1914 ГОДА В ОДЕССЕ* (Фрагмент)


... Михаилу (Маркусу) Константиновичу Гершенфельду принадлежит особое место в художественной жизни Одессы в целом и в организации "Весенней выставки" в частности. Поэтому будет не лишним задержать внимание на этой фигуре. Имя Гершенфельда прочно и, на наш взгляд, незаслуженно забыто, хотя именно он в 1910-е годы играл решающую роль в деле консолидации радикально настроенных молодых художников Одессы.

Биографические данные о мастере отрывочны и скупы. В 1897 году он закончил Одесское коммерческое училище и, как отмечено в "Историческом очерке 50-летия училища", был членом Societe des Artistes Independens и Union Internationale des Beaux Arts et des Lettress1. Художественное образование, вероятно, получил в Париже. Бывал в Мюнхене, где "видел постановки Вагнера"2. За границей находился до 1909 года. Из короткого сообщения "Одесских новостей" известно, что в начале 1909 года Гершенфельд экспонировал серию рисунков "Возвращение Пана" на выставке Салона независимых художников в Париже, где были представлены и произведения Кандинского. В Одессе Гершенфельд впервые выставил свои произведения (упомянутую выше серию рисунков, а также пейзажи Франции и Италии) на выставках Салона В. Издебского. Вместе с Д. Бурлюком, Л. Гроссманом, Н. Инбером, С. Юшкевичем принимал участие в вечерах, посвященных новому искусству, которые входили в программу проведения выставок Салона В. Издебского.

С 1911 по 1913 год Гершенфельд публиковал статьи о художественной жизни Одессы в "Русской художественной летописи" - приложении к журналу "Аполлон", а с 1913 по 1917 годы - в "Аполлоне", где ранее, в 1909-1910 годах, публиковались "Письма из Мюнхена" В. Кандинского. Таким образом, еще до 1914 года имя М. Гершенфельда было известно Кандинскому как по совместному участию в Салонах В. Издебского, так и по публикациям в "Аполлоне". Небольшие статьи Гершенфельда, кроме перечисления фактов, содержат ряд критических замечаний в адрес передвижников, которые "вкладывают жизнь в трафареты". Очевидно и отрицательное отношение художника к ТЮРХ, так как он ни разу не показывал свои произведения на выставках товарищества.

В 1913 году Гершенфельд принял участие в организации в Одессе В. Издебским театра "новой драмы", подготовил эскизы декораций для "Фауста" Гете. Однако, из-за финансового краха театра спектакль не был осуществлен. В 1914 году Гершенфельд - один из организаторов "Весенней выставки", а с 1917 по 1920 годы - лидер Общества независимых художников. В 1917 году, после февральской революции, Гершенфельд - инициатор создания в Одессе Союза деятелей пластических искусств3. В 1918-м он был командирован Обществом независимых в Петроград, с целью ознакомления с принципами реорганизации преподавания в художественном училище на основах "свободных художественных мастерских"4. По возвращении на заседании живописной секции Гершенфельд предложил ввести в курс преподавания "особый предмет - живописный контрапункт, заключающий в себя все технические средства живописи, теорию цвета и теорию развития всех живописных методов, начиная с древности и кончая самыми последними течениями в искусстве"5. В сентябре этого же года Гершенфельд вместе с Г. Э. Бостремом, С. С. Олесевичем, Н. И. Скроцким, профессорами Н. К. Лысёнковым и Н. Л. Окуневым организовали "Свободную академию изящных искусств", где преподавание велось "по программам парижских академи"6. В 1919 году, после ухода из Одессы англо-французских войск, когда в городе установилась советская власть (апрель-август), Гершенфельд в числе других художников (А. Экстер, С. Фазини, Т. Фраерман, А. Нюренберг) принял участие в оформлении города к первомайским торжествам. Летом этого же года он экспонировал свои произведения на "1-й народной выставке картин, плакатов, вывесок и детского творчества", а в 1920 году, после окончательного установления в городе советской власти, принял участие в "Народной выставке картин памяти Т. Г. Шевченко". Эта выставка была последней из известных нам, где художник экспонировал свои работы. В последующие годы Гершенфельд преподавал историю искусств. Судя по воспоминаниям современников, ориентация на достижения французского искусства ставила его в оппозицию к мастерам реалистической школы7. Творческое наследие М. Гершенфельда практически не сохранилось. Исключение составляют три произведения, находящиеся в собрании Одесского художественного музея.

Примечания


* "Черный квадрат над Черным морем" (Одесса: Друк, 2001)
1 Исторический очерк... - Одесса, 1912. - С. 63.
2 М. Г. [Гершенфельд М.]. Письмо из Одессы // Аполлон. - 1913. - № 1.
3 Афанасьєв В. А. Товариство південноросійських художників. - К., 1961. - С. 109-111.
4 См. одесские журналы "Восход" (1918. № 3), "Южный огонек" (1918. № 4).
5 ГАОО. Ф. 367, оп. 1, ед. хр. 39, с. 11.
6 Театральный день. - Одесса, 1918. - № 112. - С. 6.
7 Липкин С. И. Вторая дорога. - М., 1995. - С. 14-16.

 
Программы Общественной организации "Общинный дом еврейских знаний "МОРИЯ" осуществляются при содействии Еврейского распределительного комитета "Джойнт" и еврейской общины г.Балтимор (США).
X